Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2023 info@kmsoft-is.com Terms of use Privacy Policy
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей

Общие концепции современного менеджмента

Управленческий консалтинг

Финансовый менеджмент

Логистика

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Маркетинг

Методология бизнес-инжиниринга

Организационная культура

Управление персоналом

Организационное проектирование

Информационные технологии

Стратегическое управление
Новые публикации
Главная Статьи Библиотека статей Финансовый менеджмент

Автоматизация управленческого учета и бюджетирования

Федосеев Алексей, директор по информационным проектам,

Рочкус Яна, консультант по внедрению программных продуктов.

Консультационно-внедренческая фирма "Инталев", www.intalev.ru

Перед вами первая статья из цикла, посвященного автоматизации управленческого учета и бюджетирования. В настоящее время, эти темы становятся все более популярными среди новых российских управленцев. Мы же считаем их ключевыми для выхода на уровень нового, регулярного и эффективного ведения бизнеса. Мы намеренно объединяем понятия управленческого учета и бюджетирования, так как уверены, что только решение "в связке" задачи чистого учета и планирования может позволить добиться положительного результата. Этот вывод базируется на классическом представлении управленческого цикла и возможностях автоматизации.

Поиск причины

Традиционно, сначала задайте себе вопрос - для чего Вы собираетесь автоматизировать систему управления? Все ответы на этот вопрос можно разделить на три типа:

Большой объем разнообразных операций. Без автоматизированной системы затраты на обработку такого количества информации неимоверно велики, а сроки обработки данных не удовлетворяют менеджеров. Практически невозможно получить необходимую информацию нужного качества в нужном объеме, а главное в требуемые сроки для принятия управленческого решения.

Хочу знать, сколько реально зарабатывает и тратит предприятие. Хочу видеть, какие области наиболее затратные и куда уходят средства компании. При этом ставится задача автоматизации отдельных, наиболее важных функций.

Ну, так сейчас поступают многие, мне порекомендовали друзья, слышал, что есть у конкурентов или посоветовали аудиторы.

На практике, любой из вариантов ответа можно отнести к одному из этих типов. Ответы различаются по степени готовности предприятий к решению задачи и требуют принципиально разных подходов к подбору программных средств. В зависимости от ответа, который Вы честно себе дадите, будет зависеть план внедрения и функциональные требования к ПО.

Игрушка для босса

Вставка:1

Если Ваш ответ близок по смыслу к третьему варианту, Вам нужна система первоначальной "пробы пера". Соответственно, и план внедрения должен быть направлен на решение именно этой задачи. Чаще всего такие системы становятся инструментом для одного - двух сотрудников компании, которые сами находят и вводят фактические данные, составляют планы (часть функциональных или операционных бюджетов), проводят анализ данных. Если систему купили для руководителя, то, скорее всего, через 1-3 месяца "забав" он забросит это ПО, так как практической пользы в управлении компанией от него будет крайне мало. Если программное обеспечение купили для подчиненных, влияние результатов их работы с такими системами на принятие решения будет еще меньше, чем в первом примере. В любом случае, прямое влияние на эффективность работы предприятия будет минимальным. Единственное, что может быть полезным - это получение базового представления об автоматизированных системах руководителем и сотрудниками и принятие уже осознанного решения о необходимости внедрения комплексной информационной системы на предприятии. Разумно, чтобы итоговая стоимость такого решения-игрушки соответствовала результату использования.

Чтобы решить задачу

При втором варианте ответа, руководитель ставит перед системой конкретную задачу. Например, необходимо знать, сколько в данный момент товара на складе, какова сумма дебиторской задолженности, сколько произведено продукции или сколько потрачено средств. Самое интересное в таких ситуациях, что примерно в половине случаев программа, рассматриваемая как решение этих задач, таковой не является. Часто решение лежит вне возможностей внедренцев и ПО, а зависит от внутренних показателей: уровня квалификации персонала, наличия регламентов функционирования системы управления, достаточности финансовых и материальных ресурсов, наконец, уровня подготовки и исполнения решений.

Как вы понимаете, в таком случае возможно два варианта развития событий: или от использования приобретенного ПО отказываются (оно не решает поставленных задач), или постепенно роль и функции ПО трансформируются и оно занимает какое-то локальное место в системе управления, тоже малозначимое. Если же на практике программа помогает решить поставленные задачи, то оно успешно вписывается в общую информационную инфраструктуру предприятия и занимает в ней место адекватное значимости решаемых задач. Соответственно, чтобы заранее просчитать эффективность приобретаемого программного продукта, нужно внимательно оценить степень соответствия функционала ПО стоящим задачам и разработать план внедрения, направленный на формализацию и автоматизацию этих задач.

Естественно, что и в этом случае стоимость решения должна быть сопоставима с результатами от решения поставленных задач. Условно говоря, если в результате внедрения системы управления товарными запасами, "стоки" снизятся на 10% и, соответственно, сократятся затраты на обслуживание кредитов под оборотные средства, то можно определить и допустимую стоимость решения этой задачи. Кстати, сразу же возникает вопрос об окупаемости внедренной автоматизированной системы. Исходя из опыта работы российских компаний и скорости развития информационных технологий, норма окупаемости таких систем должна быть 3-9 месяцев.

Чтобы решать текущие и будущие задачи

Остается самый серьезный случай, требующий решения для автоматизации всей системы управленческого учета и бюджетирования. Тогда и план внедрения, и функционал системы должны позволить решить все стоящие задачи и, что более важно, задачи, которые могут возникнуть в течение эксплуатации внедрения ПО. Такие системы выбираются не только и не столько для решения конкретных задач, сколько для полноценной информационной поддержки всего управленческого цикла и построения эффективной системы управления предприятием, как конкурентного преимущества.

Окупаемость таких систем обычно происходит за 9-27 месяцев эксплуатации при грамотном внедрении и добросовестной эксплуатации.

Рисунок 1. Позиционирование системы в зависимости от стоящей задачи и возможностей ПО

По нашей оценке, в настоящее время в России предприятия, которым нужна та или иная система, соотносятся соответственно описанным вариантам как 45:45:10.

В то же время, наблюдается тенденция перемещения пользователей из первой группы во вторую, а из второй в третью. При этом скорость первого перехода значительно выше скорости второго.

Как выбрать нужное ПО?

Разумно предположить, что для обучения и получения первого опыта оптимальны простые, базовые версии ПО, имеющие уже готовую настройку для ведения управленческого учета в части хозяйственных операций, но обладающие возможностью конфигурирования, изменения хотя бы части имеющихся настроек. Это необходимо для первоначального запуска и приобретения навыков работы с автоматизированной системой, а также развития навыков и получения первого опыта настройки ПО для решения конкретных задач. Хорошо, если для выбранного программного продукта будет существовать более сложная версия, предназначенная уже для решения реальных задач. В будущем, после освоения базового функционала, можно будет усовершенствовать свою программу, т.е. сделать "upgrade".

Для систем среднего класса (по степени комплексности решения задач) самым важным является их подготовленность к решению поставленных задач. С учетом того, что ПО должно бороться именно с проблемами и причинами их возникновения, а следствиями, функциональность программы должна предполагать усложнение и увеличение количества решаемых задач в пределах определенной зональной области. Например, если сейчас стоит задача ведения бюджета выплат, то в будущем надо предполагать ведение бюджета движения денежных средств и управления платежеспособностью в целом.

Системы для решения комплекса задач по информационной поддержке цикла управления, должны быть на 20-50% избыточнее по функционалу, чем требуется в момент внедрения, надежны как в эксплуатации, так и с точки зрения поставщика и внедренца. Такие системы должны позволять вести весь список хозяйственных операций в компании, включая внутрихолдинговые, составлять всю систему бюджетов и показателей (индикаторов) финансово-хозяйственной деятельности. Гибкость таких систем должна быть максимальна, так как для российских холдингов характерно частое возникновение новых бизнесов и изменения правил управленческого учета с тенденцией к их усложнению. Здесь очень важное свойство - это ведение всего спектра хозяйственных операций с получением настраиваемых форм бюджетов, включая бюджет по балансу. Полную и актуальную информацию по текущему состоянию предприятия может представить только Баланс. Причем данный отчет должен быть построен на основании управленческой информации.

Соответственно, система без составления всех управленческих форм отчетности с выходом на управленческий баланс, не может, по определению, считаться оптимальной для комплексной автоматизации управленческого учета.
Источник: www.bigspb.ru
Коротко о системе Е-МАСТЕР
Е-МАСТЕР® — система управления корпоративной информацией.

Е-МАСТЕР® включает в себя возможности систем класса ECM (Enterprise Content Management).

Система обеспечивает:

  • Совместное создание и согласование документов
    • Каждый документ может быть обсужден как при помощи прикрепленного к нему мини-форума, так и в главном форуме
    • Разработанный документ может быть направлен на согласование по указанному маршруту
  • Хранение документов любых форматов
    • Хранение и передача документов в зашифрованном виде
    • Встроенные системы восстановления после сбоев и резервного копирования
  • Поиск документов
    • Возможность поиска по ключевым словам и другим атрибутам документов (автор, дата создания…)
    • Возможность поиска с помощью навигации по рубрикам
  • Управляемый доступ к документам
    • Возможность установки доступа к документам для различных категорий пользователей
    • Возможность введения ограничений на работу с документами
  • Функциональный интерфейс пользователя
    • Веб-интерфейс, позволяющий просматривать карточки и скачивать файлы из системы хранения документов
    • Удаленный доступ или работа пользователя из любой точки мира (при условии подключения к Интернету).
Система FLAMORY™

FLAMORY™FLAMORY™ — уникальный программный продукт, позволяющий сохранять историю действий пользователя на компьютере, таких, например, как работа в приложениях Windows, посещения сайтов и д.р.
Сохраненные последовательности действий, далее, можно просмотреть, сохранить в файл и передать коллегам. FLAMORY позволяет аккумулировать и делиться знаниями.
Работая с FLAMORY, обмен опытом, обучение новых сотрудников, обсуждения технологий, становятся, как никогда ранее, простой и удобной, в практических аспектах, задачей.

FLAMORY™ разрабатывается при участии специалистов KMSOFT.
Скачать бета-версию можно по этой ссылке.

Версия для печати  |  Пользовательское соглашение

Статьи
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...