Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2010 info@kmsoft.ru WWW.KMSOFT.RU
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей

Общие концепции современного менеджмента

Управленческий консалтинг

Финансовый менеджмент

Логистика

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Маркетинг

Методология бизнес-инжиниринга

Организационная культура

Управление персоналом

Организационное проектирование

Информационные технологии

Стратегическое управление
Новые публикации
Главная Статьи Библиотека статей Менеджмент качества

Нужно ли строить на предприятии систему менеджмента качества?

Заместитель генерального директора ООО

«НИТЭК-ПЛАСТ» по качеству

Елиферов В. Г.

Множество российских предприятий попались в ловушку моды на сертификат ISO 9000.Часть из них потратило средства и ресурсы на самостоятельную постройку системы качества, часть доверилось сторонним специалистам, некоторые даже «получили» сертификаты у сертифицирующих органов сомнительного происхождения. На сегодняшний день можно сказать вполне определенно, что наличие сертификата о соответствии системы качества требованиям международных стандартов ISO серии 9000 не является гарантией того, что клиент имеет дело с фирмой, которая работает качественно.

Злую шутку с российскими предприятиями сыграло словосочетание «система качества». Специалисты среднего и старшего поколения хорошо помнят, как в нашей промышленности было распространено слово СИСТЕМА с различными довесками. Вспомните: 

  • КСУКП – комплексная система управления качеством продукции;
  • СТПП - система технологической подготовки производства;
  • СКПП - система конструкторской подготовки производства;
  • ЕСКД и ЕСТД – которые, надеюсь, не нужно расшифровывать и т. д. и т.п. 

Все эти системы, обросшие огромным количеством ненужных бумаг, воспринимались в реальном производстве как нечто чуждое, мешающее выдавать «штуки на-гора», особенно КСУКП. Поэтому когда руководитель произносил слова о необходимости построения на фирме «системы качества», эта система, по привычке, воспринималась как очередная «система» которая будет жить сама по себе, а реальная жизнь будет идти сама по себе.

Вместе с тем нашлись и в России руководители, которые поняли, что построить на предприятии отдельно взятую «систему качества» недостаточно – нужно перестроить ВСЮ СИСТЕМУ МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ. Только таким предприятиям удается добиться успеха в менеджменте. Подчеркну еще раз «в менеджменте», без упоминания о системе качества. 

История развития международных стандартов в области качества с 1988 года до ISO 9000:2000 идет как раз по этому пути. Все начиналось со стандарта ISO 9001:1988 жестко регламентирующего, что должен держать под контролем поставщик продукции. Небольшие изменения, внесенные в 1994 году, сути стандартов не поменяли, более того появились отдельные специфические стандарты по услугам (ISO 9004-2:1991), программному обеспечению (ISO 9000-3:1991) и перерабатываемым материалам (ISO 9004-3). Похоже, что ИСО/ТК 176 признал за этими видами деятельности право на уникальность требований к качеству. Это должно было случиться при том подходе, который был заложен в основополагающем стандарте ISO 9001:1994 – « … проектирование и поставка соответствующей продукции» (Раздел 1). Еще больше запутал ситуацию выпуск стандарта ISO 9004-1:1994. Его структура настолько отличалась от основополагающих, что применять его можно было только кусочнопрерывисто».

Наконец 15 декабря 2000 года, была утверждена окончательная редакция ISO 9001:2000 года, основанная на процессном подходе к управлению «организацией» (предприятием). Изменилась ориентация стандартов с качества продукции на качество процессов. Впервые в основу стандарта легли принципы менеджмента процессов, продекларированные в ISO 9000-1:1994 (разделы 4.6-4.8). Произошло сближение, хотя еще не окончательное, принципов менеджмента качества (QM) и новой парадигмы менеджмента, сформулированной в последней книге Питера Ф. Друкера «Задачи менеджмента в XXI веке» ( М.: Издательский дом «Вильямс», 2000): «Менеджмент существует ради результатов, которых учреждение достигает во внешней среде. Менеджмент должен определить, каких результатов необходимо достичь; менеджмент должен мобилизовать ресурсы организации для достижения этих результатов. Менеджмент предназначен для того, чтобы любая организация – коммерческое предприятие, церковь, университет или приют для женщин-жертв насилия, - имела возможность достичь запланированного результата во внешней среде, за пределами организации»

Выводы из вышесказанного достаточно прозрачны:

  1. ОРГАНИЗАЦИЯ, ЖЕЛАЮЩАЯ ВЫЖИТЬ, ДОЛЖНА ЗАНИМАТЬСЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕМ СВОЕГО МЕНЕДЖМЕНТА.
  2. СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ СОСТАВНОЙ, НЕОТЪЕМЛЕМОЙ ЧАСТЬЮ ОБЩЕГО МЕНЕДЖМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ.
  3. ПОПЫТКА ПОСТРОЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ТОЛЬКО СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ЯВЛЯЕТСЯ БЕСПОЛЕЗНОЙ И ДАЖЕ ВРЕДНОЙ.

Если вглядеться в ISO 9001:2000 внимательно, то можно увидеть в структуре стандарта и в Рисунке 1 (см. стандарт) классическую схему менеджмента процесса, с описанием Входа и Выхода, с составными частями по методологии 5М ( ресурсами – по терминологии ISO).

Таким образом в нашем лексиконе появляется еще одно новое слово – ПРОЦЕСС.  Что это такое? Как его определять и документировать? Сколько их может быть в организации и сколько должно быть? На сегодняшний день практика внедрения систем менеджмента качества невелика и эти вопросы являются ключевыми для организации принявшей решение о построении СМК и реинжиниринге (reengineering) бизнес-процессов.

В старой версии стандартов ISO серии 9000 роль методички по применению играл ISO 9000-2:1993 «Общие руководящие указания по применению ISO 9001 …». В новой версии некоторым подобием может служить ISO 9004:2000, но при некотором углубленном толковании ( и цитировании) статей ISO 9001:2000, этот стандарт имеет расширенное содержание в виде дополнительных подразделов 6.5 -:- 6.8.

Автором данной статьи разработана методология описания процессов в организации (предприятии), руководство которой приняло решение «жить по-новому». То есть руководство осознало необходимость перемен в системе менеджмента и готово разрабатывать и внедрять эти перемены. 

В настоящий момент данная методология внедряется на предприятии ООО «НИТЭК-ПЛАСТ» в г. Дмитров Московской области.

Заместитель генерального директора ООО

«НИТЭК-ПЛАСТ» по качеству

Елиферов В. Г.

Источник: www.bigspb.ru
Коротко о системе Е-МАСТЕР
Е-МАСТЕР® — система управления корпоративной информацией.

Е-МАСТЕР® включает в себя возможности систем класса ECM (Enterprise Content Management).

Система обеспечивает:

  • Совместное создание и согласование документов
    • Каждый документ может быть обсужден как при помощи прикрепленного к нему мини-форума, так и в главном форуме
    • Разработанный документ может быть направлен на согласование по указанному маршруту
  • Хранение документов любых форматов
    • Хранение и передача документов в зашифрованном виде
    • Встроенные системы восстановления после сбоев и резервного копирования
  • Поиск документов
    • Возможность поиска по ключевым словам и другим атрибутам документов (автор, дата создания…)
    • Возможность поиска с помощью навигации по рубрикам
  • Управляемый доступ к документам
    • Возможность установки доступа к документам для различных категорий пользователей
    • Возможность введения ограничений на работу с документами
  • Функциональный интерфейс пользователя
    • Веб-интерфейс, позволяющий просматривать карточки и скачивать файлы из системы хранения документов
    • Удаленный доступ или работа пользователя из любой точки мира (при условии подключения к Интернету).
Система FLAMORY™

FLAMORY™FLAMORY™ — уникальный программный продукт, позволяющий сохранять историю действий пользователя на компьютере, таких, например, как работа в приложениях Windows, посещения сайтов и д.р.
Сохраненные последовательности действий, далее, можно просмотреть, сохранить в файл и передать коллегам. FLAMORY позволяет аккумулировать и делиться знаниями.
Работая с FLAMORY, обмен опытом, обучение новых сотрудников, обсуждения технологий, становятся, как никогда ранее, простой и удобной, в практических аспектах, задачей.

FLAMORY™ разрабатывается при участии специалистов KMSOFT.
Скачать бета-версию можно по этой ссылке.

Версия для печати  |  Пользовательское соглашение
Статьи
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...