Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2023 info@kmsoft-is.com Terms of use Privacy Policy
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей

Общие концепции современного менеджмента

Управленческий консалтинг

Финансовый менеджмент

Логистика

Менеджмент качества

Менеджмент знаний

Маркетинг

Методология бизнес-инжиниринга

Организационная культура

Управление персоналом

Организационное проектирование

Информационные технологии

Стратегическое управление
Новые публикации
Главная Статьи Библиотека статей Методология бизнес-инжиниринга

CASE: все только начинается...

Георгий Калянов

Современные CASE-системы — это средства разработки не только программных систем, но и организационно-управляющих. С их помощью решаются задачи бизнес-моделирования, бизнес-анализа, организации и реорганизации бизнес-процессов и т. п.

Отвечая на статью Фреда Хэпгуда «CASE: конец истории?» (см. Директор, сентябрь 2000), известный специалист Александр Вендров рассмотрел в ноябрьском выпуске журнала одну из основных областей применения CASE — проектирование больших и сложных программных систем (Директор, ноябрь 2000). Но поскольку под буквой S в этой аббревиатуре все чаще подразумевается System, а не Software, хотелось бы обсудить и другой класс систем, в которых находят применение CASE-средства, а именно организационно-управляющие системы.

В рассматриваемом контексте CASE-технология фактически представляет собой совокупность методологий проектирования, моделирования, анализа и реорганизации бизнес-процессов, поддержанную комплексом взаимоувязанных средств автоматизации. CASE — это инструментарий для бизнес-аналитиков, заменяющий им бумагу и карандаш на компьютер для автоматизации анализа и проектирования бизнес-процессов.

В основе рассматриваемой деятельности лежит цикл реорганизации бизнес-процесса, включающий следующие основные этапы:

  • организационные мероприятия, регламентирующие проведение работ по улучшению бизнес-процессов;

  • изучение процессов, включая их понимание, анализ и выявление узких мест;

  • анализ предложений по реорганизации;

  • выбор и аргументация приемлемого варианта;

  • собственно реализация улучшения.

Принципиальное отличие CASE-среды для бизнес-процессов от соответствующей среды для программного обеспечения (ПО) заключается в том, что хотя в обоих случаях решаются задачи анализа и проектирования, задача генерации для бизнес-процесса гораздо сложнее (ПО является лишь одним из его компонентов). И если для ПО можно по крайней мере поставить цель автоматической генерации кода, то для бизнес-процесса это невозможно, поскольку нельзя автоматически создать оргструктуру или производственный процесс. Здесь может быть поставлена только одна достижимая цель — автоматическая генерация спецификаций бизнес-процессов и последующий их анализ и контроль.

Фактически такой инструментарий должен обеспечивать:

  • регистрацию информации по бизнес-процессам;

  • продуцирование высокоуровневых представлений бизнес-процессов;

  • сопровождение репозитария;

  • контроль синтаксиса описания бизнес-процесса;

  • контроль его полноты и состоятельности;

  • анализ и верификацию описаний бизнес-процессов и формирование соответствующих отчетов;

  • продуцирование спецификаций бизнес-процессов;

  • определение стандартов для представления информации по бизнес-процессам.

Таким образом, CASE-среда для бизнес-процессов поддерживает лишь этапы изучения, анализа и выбора. Тем не менее по своей структуре она похожа на соответствующую среду для ПО и включает в себя репозитарий, средства ввода, средства анализа и средства вывода. Репозитарий строится на аналогичных традиционным CASE-средствам принципах и отличается лишь более широкой номенклатурой хранимых объектов. Средством ввода также является традиционная совокупность графических контекстно-чувствительных редакторов, предназначенных для ввода и последующей корректировки различных типов моделей бизнес-процессов. Основное внимание при анализе моделей смещается с ключевой для ПО верификации (тем не менее остающейся важнейшим методом оценки качества бизнес-процесса) к следующей функциональности:

  • статистический анализ;

  • линейное программирование и вычисление наиболее эффективных комбинаций ресурсов;

  • функционально-стоимостной анализ продуцируемых процессом товаров и/или услуг;

  • тестирование и верификация бизнес-процесса;

  • оценка качества бизнес-процесса на основе формализованных метрик;

  • динамическое моделирование поведения процесса и др.

  • Для целей анализа необходима следующая информация:

  • данные по процессам, событиям и условиям их возникновения;

  • характеристики состояний, которые достижимы каждым из процессов;

  • информация по допустимости переходов между состояниями;

  • рабочие характеристики процессов (время выполнения, ресурсозатраты, количество продукции в единицу времени и т.п.);

  • атрибуты входных, выходных и внутренних информационных и материальных потоков между процессами;

  • распределение частоты и интенсивности каждого из потоков;

  • характеристики очередей на входах/выходах процессов и функций.

Средства вывода CASE-среды для бизнес-процессов должны формировать пакет отчетов и документов в удобной для последующего использования форме, в который входят результаты аудита существующих бизнес-процессов и требований по их управлению (а именно спецификации процессов, отчеты по их верификации, результаты статистического, стоимостного, динамического и т. д. анализа), спецификации требований к целевым бизнес-процессам (в том числе функциональные и нефункциональные требования, а также требования по управлению), планы и программы перехода от текущего состояния к целевому, оценки рисков. Все эти документы должны опираться на соответствующий комплекс стандартов, включающий:

  • стандарты на язык описания бизнес-процессов;

  • стандарты на спецификации требований и спецификации проектирования бизнес-процессов;

  • стандарты на методики оценки полноты и состоятельности, а также методы и средства анализа процессов.

Ключевым выходным документом является спецификация бизнес-процесса, предназначенная для документирования процесса и фиксации предложений по его улучшению. Ниже приводится ряд принципов, на которых базируется спецификация бизнес-процесса:

  • функциональность процесса должна быть отделена от задач и особенностей его реализации, то есть должны быть четко разграничены спецификации требований и спецификации проектирования, соответственно отвечающие на вопросы: «Что данный процесс делает?» и «Каким образом он это делает?»;

  • при написании спецификации должен использоваться процессо-ориентированный язык описания, например построенный на базе диалектов диаграмм потоков данных или SADT-диаграмм;

  • спецификация должна быть интегрирована с системой, компонентом которой она является, посредством описания ее входов и выходов в терминах системных объектов;

  • спецификация должна быть интегрирована с внешним окружением, с которым система оперирует, соответственно должно быть специфицировано как само окружение, так и все его взаимодействия с системой;

  • спецификация должна быть читабельной и понятной пользователям — специалистам по созданию бизнес-процесса и, что особенно важно, специалистам функциональных подразделений, которые будут его исполнять в соответствии с заданными ролями и функциями;

  • спецификация должна быть управляемой, то есть иметь соответствующий размер и структуру;

  • спецификация должна допускать возможность ее дополнения, поскольку бизнес-процесс является развивающимся объектом и изменения в нем могут быть обусловлены изменениями в законодательстве, необходимостью получения дополнительной информации, применением информационных технологий и т. п.;

  • спецификация должна быть локализованной, описывающей функциональность всех тех и только тех задач, которые требуются для достижения целей бизнес-процесса.

Следует отметить, что подобные ориентированные на бизнес-процессы интегрированные CASE-среды до последнего времени практически не создавались. Традиционно использовались комбинации из CASE для ПО (расширенные в сторону фиксации специфичной для бизнес-процессов информации) и специализированных инструментов с ограниченной функциональностью, реализующих локальную задачу, например EasyABC (функционально-стоимостной анализ), INCOME Mobile, Design/CPN (динамическое моделирование) и др. В настоящий момент ситуация коренным образом изменилась, что связано со следующими основными причинами:

1) появлением сквозных формализованных методологий реорганизации, поддерживающих автоматизируемые этапы жизненного цикла бизнес-процесса (см., например, применяемую компанией ЛАНИТ методологию ТОП [1], технологию ДЭМОС [2], АБИ ARIS);

2) возрастанием спроса на услуги по управленческому консалтингу, обусловленным ростом сложности и неопределенности бизнеса и как следствие ростом численности консультантов (по оценкам Kennedy Information Group, среднегодовые темпы роста составляли примерно 13% за период с 1993 по 2000 год);

3) дефицитом высококвалифицированных специалистов, приведшим к острой необходимости автоматизации их труда (при этом речь уже идет не о рутинных операциях — рисовании моделей, выдаче отчетов по ее статике и динамике и т. п., а о целевой, аналитической деятельности консультанта).

Понятно, что трудозатраты на создание таких CASE-сред оцениваются в сотнях и тысячах человеко-лет, тем не менее ряд компаний уже объявили о старте подобных проектов, в числе которых проекты BFS – business framework system [3], BPR-tools [4], BPR-workbench [5].

Литература

1. Калянов Г.Н. Теория и практика реорганизации бизнес-процессов // М.: СИНТЕГ, 2000.
2. Юдицкий С.А., Вукович И.Ю. Динамическое экспресс-моделирование организационных систем (информационная технология ДЭМОС). М.: ИПУ, 1998.
3. Holtham C. A groupware-based framework for learning organizations: the BFS project // IT Support in the Productive Workplace. Stanley Thornes in Association with Unicom, 1996.
4. Vacca J., Andrews D. BPR tools help you work smarter // BYTE, Oct. 1994.
5. The L. Now you can automate BPR // Datamation, March 1995.
Источник: www.bigspb.ru
Коротко о системе Е-МАСТЕР
Е-МАСТЕР® — система управления корпоративной информацией.

Е-МАСТЕР® включает в себя возможности систем класса ECM (Enterprise Content Management).

Система обеспечивает:

  • Совместное создание и согласование документов
    • Каждый документ может быть обсужден как при помощи прикрепленного к нему мини-форума, так и в главном форуме
    • Разработанный документ может быть направлен на согласование по указанному маршруту
  • Хранение документов любых форматов
    • Хранение и передача документов в зашифрованном виде
    • Встроенные системы восстановления после сбоев и резервного копирования
  • Поиск документов
    • Возможность поиска по ключевым словам и другим атрибутам документов (автор, дата создания…)
    • Возможность поиска с помощью навигации по рубрикам
  • Управляемый доступ к документам
    • Возможность установки доступа к документам для различных категорий пользователей
    • Возможность введения ограничений на работу с документами
  • Функциональный интерфейс пользователя
    • Веб-интерфейс, позволяющий просматривать карточки и скачивать файлы из системы хранения документов
    • Удаленный доступ или работа пользователя из любой точки мира (при условии подключения к Интернету).
Система FLAMORY™

FLAMORY™FLAMORY™ — уникальный программный продукт, позволяющий сохранять историю действий пользователя на компьютере, таких, например, как работа в приложениях Windows, посещения сайтов и д.р.
Сохраненные последовательности действий, далее, можно просмотреть, сохранить в файл и передать коллегам. FLAMORY позволяет аккумулировать и делиться знаниями.
Работая с FLAMORY, обмен опытом, обучение новых сотрудников, обсуждения технологий, становятся, как никогда ранее, простой и удобной, в практических аспектах, задачей.

FLAMORY™ разрабатывается при участии специалистов KMSOFT.
Скачать бета-версию можно по этой ссылке.

Версия для печати  |  Пользовательское соглашение

Статьи
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...