Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2023 info@kmsoft-is.com Terms of use Privacy Policy
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Экстранет
Расширенный поиск
Найти

Обучение

Презентации и демо-версии

Архив публикаций

Бизнес-креатив

Хрюшки в живописи

История коллекции

Каталог коллекции

Алфавитный указатель

Отправка открыток с хрюшками по e-mail
Главная  Экстранет  Бизнес-креатив  Хрюшки в живописи
Хрюшка-единорог перед церковью / Иван Генералич
Хрюшка-единорог перед церковью
Автор: Школа: Жанр: Страна: Год: Просмотров:
Иван Генералич Примитив Пейзаж Сербия 1968 8973
    Отправить открытку с хрюшкой
В начало каталога >>

ГЕНЕРАЛИЧ (Generalic) Иван (1914 - 1978)

Хорватский художник. Создав в 1930 в родном селе Хлебине школу крестьянских живописцев, стал одним из самых известных в мире мастеров «наивного искусства». Его живопись (по холсту или на стекле) в целом красочна и мажорна, полна фольклорного оптимизма, но включает и немало скорбных мотивов памяти о терроре времен 2-й мировой войны. Визуальный код, изобразительность всегда были очень важны для балканского сознания. Эта специфика Балканского культурного пространства известна еще с древних времен. Не случайно регион считается прародиной европейского письма - здесь обнаружены неолитические пиктограммы, возникшие, судя по авторитетным исследованиям, независимо от протописьма Ближнего Востока и Малой Азии.

Примитив - типологически устойчивый вид поэтики. Возникая в рамках различных художественных формаций и эпох, он располагается в пограничной зоне между высоким, профессиональным, авторским искусством и низовым, фольклорным, коллективным. Сама деятельность в рамках поэтики примитива очень характерна для балканского менталитета с его обостренным восприятием границ, переживанием граничности.

В судьбах искусства ХХ века примитив сыграл особо значимую роль, выступая как зримое воплощение принципа "нулевой степени письма". Отрицавший школьную традицию, он стал закваской авангардной поэтики. Югославянский примитив возник в 30-е годы именно на волне местной разновидности авангарда - как следствие "хождения в народ" группы радикально настроенной художественной интеллигенции, ищущей подпитки своим левым экспрессионистским и сюрреалистически ориентированным исканиям. Искусство югославянских "наивных" художников стало популярным во всем мире после войны, а в 50-е годы пережило свой "бум". Но к концу века хорватские и сербские художники-"самоучки" в значительной мере утратили свою "наивность": она стала компонентом ролевого поведения профессиональных мастеров, эта квази-наивная продукция, эксплуатирующая зрительные и поведенческие стереотипы среднего класса, соханяет инварианты "балканизмов".

Югославянский примитив очень прочно укоренен в балканской почве, потому что функционально и по своей технике (главным образом, гуашь по стеклу, хотя есть и масло - как на холсте, так и по дереву, но все же стекло - главное, во многом обусловила своеобразие хорватского примитива) он восходит к народным иконам на стекле, распространенным в альпийских областях Европы, а также по всему балканскому ареалу, особенно на территории нынешних Словении, Хорватии и Румынии.

Культурные стереотипы в наивном искусстве югославянских художников проявляются прежде всего в мотивике. Доминируют жанровые сцены крестьянского быта (мини-рассказы). Общий рефрен произведений - утопическая интонация потерянного рая, идиллического счастья крестьянина-труженика на лоне природы, в близости к матери-земле. Наиболее распространенные темы - сельскохозяйственный и жизненный цикл (обработка земли, сбор урожая, времена года и природные стихии, календарные обряды, свадьбы, крестины, похороны), а также атрибуты "сельскости" (петух, подсолнух - солярные символы; корова или бык, конь – плодородие, хрюшка - мудрость ).

Сюжеты картин анекдотичны, обращены к стереотипным поведенческим сценариям Так, женщина показана в хозяйственных заботах по дому, мужчина в строительной деятельности, которая отражает космогонический характер его предназначения. Цыган - непременно в пути. Вообще для Homo balcanicus очень важна тема пути (по-особому понятого: преодолевать путь, оставаясь на том же месте). Картина может стать сакральным актом: изображение оказывается заговором на благополучие. Это обнаруживается в рассказах художников о картинах. И. Генералич, о "Хрюшке-единороге": «Я увидел ее зимой – и после этого все в моей жизни изменилось. Тысячи хрюшек появлялись теперь то тут, то там – мешая работать по хозяйству и требуя: Рисуй нас, рисуй, рисуй!»

Версия для печати  |  Пользовательское соглашение

Экстранет
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...