Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2010 info@kmsoft.ru WWW.KMSOFT.RU
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей
Главная  Статьи  Менеджмент знаний  Основные публикации по менеджменту знаний

Как создать КИС без аналитиков: скупой платит дважды

Татьяна Гаврилова – д.т.н., консультант по информационным технологиям управления знаниями, gavr@fn.csa.ru

Ключевой момент любого проекта автоматизации – коллектив разработчиков (КР), ответственных за создание и внедрение корпоративной информационной системы (КИС). Обычно – это группа IT(information technology)-специалистов от 3 до 20 человек. В целом требуемый уровень квалификации и численность группы зависят от характеристик поставленной задачи.

Минимальный состав группы – это 4 человека,

  • руководитель проекта (менеджер),
  • аналитик (постановщик задач),
  • программист (проблемный или прикладной) и
  • пользователь (часто в этой роли выступает же заказчик, он же является специалистом-экспертом, от которого берется информация).

Реально в проекте задействованы еще и системный администратор, и инженеры, и тесторы, и технические документаторы или редакторы (те, что готовят документацию на систему). Таким образом, реально состав группы разрастается до 8-10 человек. Дальнейшее численное увеличение коллектива разработчиков происходит по следующим причинам:

  • необходимость учета мнения нескольких пользователей,
  • помощи нескольких экспертов;
  • потребность в нескольких проблемных и системных программистах при увеличении функциональности системы.

Однако, в России уже явно заметна тенденция обходиться без аналитков, заменяя их таинственным словом «внедренец». На практике это означает, что КИС разрабатывается в основном специалистами ИТ (читай програмистами).

При отсутствии профессионального менеджера руководителем коллектива разработчиков должен быть именно аналитик. Так как этот специалист участвует во всех стадиях проекта от технического задания до сдачи в эксплуатацию.

Игнорируют же аналитиков по очень простой причине – их просто не хватает, так как квалификация аналитика должна отвечать самым высоким требованиям.

Где взять таких специалистов, если официально ни один российский вуз не дает такой квалификации? Существует два правильных ответа – вырастить у себя на предприятии или пригласить квалифицированного консультанта. Поскольку (к сожалению) вторая версия в России не очень популярна, обсудим первый вариант. Попытаемся дать наброски к портрету аналитика (без претензии на полноту и точность определений).

Для этого сформулируем психо-физиологические (А) и профессиональные (Б) требования этого рода деятельности.

А. Существуют такие профессии и виды деятельности, для которых природные качества личности (направленность, способности, темперамент) могут иметь характер абсолютного показания или противопоказания к занятиям. По-видимому, профессия аналитика принадлежит к этой категории. По различным оценкам, это одна из самых малочисленных, высокооплачиваемых и дефицитных в мире специальностей.

Пол. Психологи утверждают, что мужчины более склонны к широкому охвату явлений и в среднем у них выше аналитичность, чрезвычайно полезная аналитику, которому надо иметь развитое логическое мышление и умение оперировать сложными структурами и большим объемом информации. Кроме того, при общении с экспертами, которые в большинстве своем настроены скептически по отношению к будущей КИС, постановщик-мужчина вызывает более высокую мотивацию успешности со стороны эксперта-женщины.

С другой стороны, известно, что у женщин выше наблюдательность к отдельным деталям объектов. Так что пол не является окончательным показанием или противопоказанием к данной профессии.

Интеллект. Это понятие вызывает самые бурные споры психологов; существует до 50 определений интеллекта, но с прагматической точки зрения очевидно, что аналитик должен стремиться к максимальным оценкам по тестам как вербального, так и невербального интеллекта. Кроме того, учитывая специфику право-лево-полушарной мозговой асимметрии (грубо обобщая, левое – логическое, правое – образное), следует находить лево-полушарных аналитиков.

Стиль общения. Аналитик «задает тон» в общении со специалистами предприятия, он ведет диалог, и от него в конечном счете зависит его продуктивность. Можно выделить два стиля общения: деловой (или жесткий) и дружеский (или мягкий, деликатный). Эксперименты подтверждают, что дружеский стиль является более успешным, так как снижает «эффект фасада» у эксперта, раскрепощает его.

Деликатность, внимательность, интеллигентность, ненавязчивость, скромность, умение слушать и задавать вопросы, хорошая коммуникабельность и в то же время уверенность в себе — вот рекомендуемый стиль общения. Безусловно, что это дар и искусство одновременно, однако занятия по психологическому тренингу могут дать полезные навыки.

Портрет идеального аналитика можно дополнить другими характеристиками — широтой взглядов и интересов, артистичностью, чувством юмора, обаянием и т. д.

Определение Ноэля (американского специалиста по интервьюированию) вполне подходит и для аналитика : «Он должен выглядеть здоровым, спокойным, уверенным, внушать доверие, быть искренним, веселым, проявлять интерес к беседе, быть опрятно одетым, ухоженным». Блестящая краткая характеристика интервьюера приведена им же — «общительный педант».

Личностные характеристики. В дополнение к вышесказанному не требует особых комментариев требование к наличию у аналитика черт лидера.

Когнитивный стиль. Учет природы когнитивных (от англ. cognition — познание) или познавательных процессов человека влияет на успешность его профессиональной деятельности. Эти вопросы наименее исследованы на сегодняшний день, они связаны с изучением так называемых когнитивных стилей. Под когнитивным стилем человека понимается совокупность критериев предпочтения при решении задач и познании мира, специфическая для каждого человека. Когнитивный стиль определяет не столько саму эффективность деятельности, сколько способ достижения результата. Это способ познания, который позволяет людям с разными способностями добиваться одинаковых результатов в деятельности. Иначе – это система средств и индивидуальных приемов для организации собственной деятельности.

Можно выделить несколько важных характеристик когнитивного стиля:

  • полезависимость — поленезависимость

Поленезависимость позволяет человеку акцентировать внимание лишь на тех аспектах проблемы, которые необходимы для решения конкретной задачи, и умение отбрасывать все лишнее, то есть не зависеть от фона или окружающего задачу шумового поля. Эта характеристика коррелирует с такими чертами личности, как невербальный интеллект, аналитичность мышления, способность к пониманию сути. Очевидно, что помимо того, что самому аналитику необходимо иметь высокое значение этого параметра, поленезависимый эксперт-специалист — это тоже желательный фактор. Однако приходится учитывать, что лучше общаются полезависимые люди, а потому они и более контактны. Особенно полезны для общения гетерогенные (смешанные) пары, например «полезависимый — поленезависимый». Поленезависимость является одной из характерных профессиональных черт когнитивного стиля наиболее квалифицированных аналитиков. По некоторым данным мужчины более поленезависимы, чем женщины.

  • импульсивность — рефлективность (рефлексивность)

Под импульсивностью понимается быстрое принятие решения (часто без его достаточного обоснования), а под рефлексивностью — склонность к рассудительности. Рефлексивность по экспериментальным данным коррелирует со способностью к формирования понятий и продуктивностью стратегий решения логических задач. Таким образом, аналитику желательно быть рефлексивным, хотя собственный стиль изменяется лишь частично и с большим напряжением.

  • ригидность — гибкость

Фактор «ригидность — гибкость» характеризует способность человека к изменению установок и точек зрения в соответствии с изменяющейся ситуацией. Ригидные люди не склонны менять свои представления и структуру восприятия, напротив, гибкие легко приспосабливаются к новой обстановке. Очевидно, что если эксперт еще может себе позволить ригидность (что характерно для долго работающих над одной проблемой специалистов, особенно старшего возраста), то для аналитика эта характеристика когнитивного стиля явно противопоказана. Увеличение ригидности с возрастом отмечается многими психологами.

  • когнитивная эквивалентность.

Когнитивная эквивалентность характеризует способность человека к различению понятий и разбиению их на классы и подклассы. Чем уже диапазон когнитивной эквивалентности, тем более тонкую классификацию способен провести индивид, тем большее количество признаков понятий он может выделить. Обычно у женщин диапазон когнитивной эквивалентности уже, чем у мужчин.

Б. При определении профессиональных требований к аналитику, следует учитывать, что ему необходимы различные навыки и умения для грамотного и эффективного проведения процессов извлечения, структурирования и формализации информации о текущих бизнес-процессах на предприятии..

Аналитик вынужден иметь дело со всеми (рис.1) формами представления информации (данных и знаний):

Очевидно, что работа с каждым i-ым «лепестком» этого информационного «цветка» требует различных профессиональных навыков и умений.

Так например, работа на уровне I8 требует от аналитика знакомства с элементами когнитивной психологии и способами репрезентации понятий и процессов в памяти человека, с двумя основными механизмами мышления — логическим и ассоциативным, с такими способами активизации мышления как игры, мозговой штурм и др., с различными моделями рассуждений.

Изучение и анализ текстов на уровнях I1 и I4 подразумевает широкую общенаучную подготовку инженера; знакомство с методами реферирования и аннотирования текстов; владение навыками быстрого чтения, а также текстологическими методами извлечения знаний.

Разработка моделей для I2 требует квалифицированного знакомства с методологией системного анализа, методов моделирования бизнес-процессов, а иногда и математического моделирования. При разработке финансово-аналитических систем необходима серьезная подготовка по финансовому менджменту и основам бухгалтерского учета.

Кроме того, аналитику необходимо владеть методологией разработки КИС, включая методы быстрого прототипирования.

И, наконец, программная реализация систем , в которой инженер по знаниям участвует вместе с программистом, подразумевает овладение практическими навыками работы на компьютере и, возможно, одним из языков программирования.

В теории и практике разработки интеллектуальных систем есть термин – инженер по знаниям, это не очень удачная калька с английского knowledge engineer. Но по сути она довольно точно отражает инженерный характер деятельности аналитика, включающей как работу по анализу информации, так и по ее синтезу.

Обычно, инженеров по знаниям «выращивают» из программистов, но это не обязательно, просто инженерный background является хорошим подспорьем в такого рода деятельности. На самом деле, очевидно, что хороший аналитик – это человек чрезвычайно широкого профессионально-личностного диапазона.

Наш опыт по подготовке аналитиков показывает, что из членов группы, проходящей корпоративный тренинг, только менее 40% участников могут выполнить все тесты и успешно закончить обучение. Хотя при формировании групп указывается, что в нее необходимо включать сильнейших ИТ-специалистов (c программой “Школы аналитика” можно познакомиться на сайте www.bae.ru).

Часто аналитики уходят, если даже вам все-таки удалось воспитать или пригласить такого специалиста. Почему?

Ответ можно найти в работе Шнейдермана «Психология программирования», переведенной у нас еще в 1972 году. В ней приведены данные по выявлению психологических особенностей хороших программистов. Эти результаты вполне применимы и к работе аналитиков. Было экспериментально доказано, что никаких особенных качеств у супер-программистов нет – среди них есть и общительные, и замкнутые, есть и право- и лево- полушарные, есть простодушные и интриганы. Но у всех у них есть то, что отличает их от продавцов или работников офиса – качество их работы напрямую связано с оплатой труда, они наиболее «отзывчивы» к материальному стимулированию, имея возможность повышать свою производительность существенно.

Итак, аналитики уходят (или уезжают) туда, где их уникальные навыки и умения ценятся более достойно.

Не жалейте денег на аналитиков. Скупой платит дважды…

Версия для печати  |  Пользовательское соглашение
Статьи
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...