Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2010 info@kmsoft.ru WWW.KMSOFT.RU
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей
Главная Статьи Избранные статьи по менеджменту знаний

Информационные технологии управления знаниями стратегический ресурс

Содержание

Доклад был подготовлен для выступления на семинаре под руководством П.Г. Щедровицкого. Группа НооЛаб рассматривает соединение методологии, информационных технологий и управленческой деятельности как стратегическую зону развития России. При подготовке доклада мы ставили перед собой следующие задачи: Определить рамки взаимодействия гуманитарного технолога и разработчика IT. При этом под "гуманитарным технологом" мы понимаем не только представителей отечественной СМД-методологии, но и западных методологов. Позициировать собственные разработки в секторах мирового рынка IT.Определить, с чем мы имеем дело в лице IT Управления Знаниями? С очередным поветрием, модным "брэндом", лишь американской номинацией? Или за этим стоит объективное содержание? Требовалось восстановить "контекст их, силиконовых умов, словесности и деятельности" (из комментариев О.Генисаретского) и задать собственное понятие IT Управления Знаниями, как отражающее социо-культурные глобальные тенденции.

1. Характеристики глобальных тенденций

1.1 "Технология делает квалификации и знания единственным источником стойкого конкурентного преимущества. Все остальное выпадает из уравнения конкуренции". Лестер Тероу

1.2 Стратегическое направление в новой экономике - УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ (knowledge management).

Комментарий:

IDС прогнозирует, что компании США вложат до 2003 года в IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ (knowledge management) более 5 млрд. долларов. Ожидается мировой ежегодный прирост расходов в данной сфере на уровне около 61%.

1.4 На Западе мета-уровень УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ обусловлен развитием ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ (IT).

Комментарий:

Мета-уровень надстраивается за счет того, что МД процессы и организованности объективируются в IT. Компьютерные системы являются инструментом накопления, хранения, трансляции, обработки, логистики разнообразных следов деятельности: образов объектов, образов операций, способов действия, форм организации сознания. По свидетельству Натальи Труфановой (Сан-Франциско), за последние два года произошли изменения в этно-национальном составе Силиконовой долины. На верху пирамиды (ведущие разработчики) работают индусы, в среднем слое - китайцы, в нижнем - русские. Почему индусы? Потому что обладают высокими способностями воображения.

Итак, техники сознания становятся капиталом, а IT уже сегодня выполняет роль канала передачи техник сознания.

1.5 ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ обеспечивают перехват и удержание центров рефлексивного управления.

Комментарий:

Так, например, Internet - это не просто множество сайтов. Это, во первых, хранилища данных (баз знаний), а во вторых - порталы и поисковые машины. А за кадром - субъекты - держатели данных инструментов. И базы знаний и порталы обеспечивают вполне определенные вырезки данных из всего океана информации, и за счет этого позволяют "настраивать" картины мира для масс пользователей и регулировать информационные и "посетительские" потоки.

1.6 С технологизацией на мета-уровне, методологизированные формы организации сознания и деятельности на Западе становятся массовыми.

Комментарий:

К методологическим формам работы мы относим проектирование полипрофессиональной деятельностной соорганизации и управления ею. Типичный пример: американские компании в поисках профессионалов квалификации, нужной для решения определенной задачи, ищут людей с помощью IT. По текстам в Интернете автоматически осуществляется "диагностика" и строится образ автора. Таким образом, под решение уникальной проблемы можно найти уникальных специалистов со всего мира.

Это и есть технология мобилизации и интеграции квалификаций. Безусловно она осуществляется на мета-уровне.

1.7 IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ становятся формой капитализации мета-знаний.

Комментарий:

Знания существуют в форме надстраивающихся друг над другом "мета-уровней". При этом именно мета-знания являются важнейшим "знаниевым капиталом". В какой форме сегодня существуют и капитализируются результаты работы отечественных философов и методологов (кроме формы культурных текстов)? В форме идеологизации масс? В возникшей связи с государственным лицом высокого уровня? В наличии экспериментальных площадок, существование которых прямо зависит от "политической крыши"? Мы полагаем, что IT на Западе выступает новым механизмом социализации мета-знания, трансляции его и укоренения в различных областях практики.

IT "оплотняют" деятельность, и за счет этого позволяют сделать шаг осознания и развития.

Скажем, программы "добычи текстов" (Text Mining) основаны на различных герменевтических и лингвистических моделях. Использование этих программ предполагает определенные модели того, что такое текст и его понимание. Также, например, системы поддержки принятия решений транслируют определенную норму управленческой мыслительной деятельности, в частности, логистики.

Можно сделать вывод, что разработчики менеджмента, гуманитарные технологи имеют в форме IT обширный рынок для продуктов своего квалифицированного труда.  

2. Управление знаниями

Комментарий:

Проясним понятие "знание". Мы вовсе не склонны смешивать и отождествлять "информацию", "данные", "знания" и "понятия". Знание есть структурная свертка мышления.

Знание возникает как надстройка над системой деятельности, замещение ее "знаком", представление ее в виде "предметов" - объектов оперирования, сведений о вещах и т.д. Простейший пример: знание о длине предмета получается за счет развертывания способа измерения, в котором важнейшими элементами являются эталон длины (мера), система процедур прикладывания меры, числовой ряд и операции пересчета. Если способ действия не удается развернуть в новой ситуации, над имеющимся знанием развертывается этаж мышления, в котором строится новый способ. Так, например, Фалес Милетский, решая задачу измерения высоты египетских пирамид, построил особую теоретическую действительность ("теорема Фалеса"), в которой на геометрических моделях сконструировал новый способ. Этот способ затем был перенесен в практическое действие. Общая структура знания перестроилась: появился мета-этаж идеальных объектов и знаний о них, перестроилась и практическая деятельность.

Со знанием сопряжено понятие - знание о способе порождения знаний данного типа. В данном случае - понятие числа. Именно идея числа - как отношения измеряемого к мере- оказывается тем содержательным инвариантом, который выделяется в рефлексии и позволяет преобразовать способ измерения и перенести его из прежней ситуации в новую.

Итак, обсуждая знания, мы вынуждены выделять различные процессы "жизни знаний" - получение и употребление, трансляцию и воспроизводство, усложнения знаниевой структуры в процессе развертывания понятия и т.д. Все эти вопросы тщательно исследованы в работах ММК.

Нам важно подчеркнуть, что

  • "Знание выступает по крайней мере в четырех функциях: как орудия и инструменты, как носители определенного способа действия, как способность действовать и как способность понимать". (Г.П.Щедровицкий, Оргуправленческое мышление: идеология, методология, технология. Курс лекций., Москва 2000, Лекция 12).
  • Знание существует в процессах воспроизводства деятельности и трансляции культуры.
  • За "управление знаниями" в собственном смысле "отвечают" понятия.

Обратимся теперь к IT и компьютерам. Нас мало интересует средне-статистическое, массовое осознание массового пользования. Мы ищем такие феномены, которые бы открывали умственному взору качественно новые возможности. Ничем, менее культурно-исторической эпистемологической революции, компьютер не может быть интересен.

Сквозь призму этих представлений мы и относимся к дисциплине "Управления знаниями", активно продвигаемой на Западе.

IDС рассматривает УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ как междисциплинарную сферу, соединившую в себе профессиональный сервис и уникальные технологические возможности.

Основная цель - создание среды, в которой воспроизводится знание.

В границы УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ входят:

  • аудит имеющихся знаний;
  • определение интеллектуальных (знаниевых) процессов;
  • разработка нормативов и техник измерения знаний;
  • IT сетевое планирование;
  • измерение и учет квалификаций;
  • коммерческие стратегии в области знания;
  • IT-средства групповой работы;
  • телеконференции и системы дистантного обучения;
  • хранилища данных и знаний;
  • "добыча данных";
  • системы поддержки принятия решений;

Комментарий:

Относясь к этим представлениям, мы должны зафиксировать важный сдвиг, произшедший в последние годы в эволюции техники. От "вычислительных машин" осуществлен переход к работе с динамическими знаками ("динамический знак" - термин Г.П.Щедровицкого). Сегодня компьютеры позволяют фиксировать, накапливать и обрабатывать следы мыследеятельностных процессов в качественно иной форме, чем во всей прежней истории.

За счет компьютеров создается такая знаковая среда, которая отображает практически все элементы акта деятельности:

  • Способ действия, система операций. Компьютеры моделируют процессы, поскольку продуцируют последовательность процедур. Визуальные изображения на экране имеют своим содержанием "заэкранную", "подводную часть" - логику баз данных, порождающие модели, которые заложили разработчики IT. Значки выступают сверткой процессов, "опции" дают возможность процессы развернуть. Любые действия с использованием компьютера - набор текста, телеконференция, решение задачи с помощью прикладной программы - оставляют следы в практически безграничной памяти. Эти следы возвращаются в деятельность, вторично перерабатываются:
  • Образ объекта. Основной сдвиг в программистской культуре за последние годы - переход от процедурного к объектному программированию.
  • Эталоны. Г.П.Щедровицкий писал, что "знание есть ничто иное, как формулы перевода, выражения мира объектов через набор образцов". Он говорил, что человечество осваивает мир, присоединяя к себе, буквально физически, эталоны. Например, часы на руке - это наш внешний орган времени. Мы можем сказать, что также и компьютер - это эталон, позволяющий из потоков информации вырезать данные - то, что соответствует моделям ("понятийным шаблонам"), заложенным разработчиками в программу. В контексте задачи и субъективных смыслов пользователя, в рамках человеко-машинной системы эти данные и есть знания.
  • Смысл дела. Переход к цифровым способам обработки видео- и аудио- информации ( произошедший буквально последние 15 лет), средства multimedia позволяют организовывать "тонкие", смысловые процессы. Заснятая на видео "живая ситуация" транслирует все коммуникативные контексты и создает принципиально новые условия для понимания.

В целом уже можно говорить об "автоматизации и деавтоматизации интенциональных отношений" (Г.П.Щедровицкий), "Электронных семиотических машинах", "индивидуализированных ЧМС" и "виртуальной культуре" (В.А.Жегалин), "консциентальных машинах" (Ю.В.Громыко).

Если прежде знание существовало в системах предметов и в них оно организовывалось за счет прорабатываемых теоретических понятий, то теперь мы имеем дело с собой формой предметизации - IT, и особыми "электронными понятиями".

Рис.1. Технологии, поддерживающие УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ

3. Понятие УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Комментарий:

При построении понятия в качестве эмпирического материала мы берем сведения о практике IT на Западе и формы концептуального осознания этой практики.

За счет практического использования Интернета и собственных разработок, мы предметно знаем, какие технологические модели и средства стоят за теми или иными программными системами.

Мы осознаем культурно-антропологические различия русских и американцев: формы действия и взаимодействия, организуемые в нашей культуре за счет понимающих и рефлексивных способностей сознания, в Америке обеспечиваются прежде всего чрезвычайно развитыми формами социальных институтов и коммуникативными навыками.

Используя в качестве эталона модели знания (теории мышления и содержательно-генетической эпистемологии, разработанных в отечественной СМД-методологии), мы можем выделять горизонты новых возможностей, открываемых компьютерной техникой.

Требуется придать новое значение термину "управление знаниями", которое бы вскрывало реальные тенденции общественно-исторического процесса в целом. При этом, очевидно, мы построим свое понятие, совершенно отличное от имеющегося употребления термина, и необходимое нам для нашей работы.

В качестве метода работы мы примем схему восхождения от абстрактного к конкретному.

Именно, на первом шаге восхождения следует выделить феномены, в которых можно усмотреть, изолировать значимое отношение, процесс.

Эти процесс и отношение характеризуют "управление знаниями" как форму.

За формой необходимо восстановить идеальное содержание , к которой форма может быть сведена из которого форма может быть выведена.

Модель содержания , развертываемая по собственной логике, позволяет восходить к новой форме и т.д.

Не претендуя на систематическое построение теоретического понятия, мы кратким очерком наметим основные идеи, в русле которых идут наши размышления.

3.1 УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ является формой общественной связи между гуманитарными технологами (методологами) и управленцами.

Комментарий:

Необходимо восстановить практический контекст, ситуацию, в которой встает вопрос об "управлении знанием" (УЗ). На Западе характеристики этого контекста таковы:

  • За счет IT информационные потоки многократно выросли, ускорились, рассредоточились по множеству локальных сетевых центров. Объемы и скорости превышают человеческие способности. Требуются средства IT УЗ для поиска информации, распаковки ее в необходимые знания, поддержки принятия решений.
  • Конкуренты, используя средства IT УЗ получают преимущество за счет возможностей опережающей "добычи" знаний о значимых событиях, тенденциях, за счет доступа к рефлексивному управлению поведением потребителей, поставщиков, партнеров.
  • Менеджеры осознают жизненную необходимость систематического отслеживания внешней среды и востребуют IT УЗ для поиска адекватной информации и вырезания из нее необходимых знаний.
  • IT позволяют организовывать и стандартизовать, групповую работу в корпорации, системы коммуникации и знаниевые потоки. УЗ востребовано как подход к проектированию информационно-деятельностных систем и IT -организации деятельности.
  • Обращает на себя внимание, что речь идет об уровне менеджмента. Основными покупателями систем IT Управления Знаниями являются управленцы. А дисциплина Управления Знаниями формируется разработчиками менеджмента - "западными методологами". Рост рынка указывает на устойчивый социализированный характер данной взаимосвязи трех позиций: гуманитарного технолога (методолога), управленца и разработчика IT.

    3.2 IT обеспечивают инобытие этой связи в языково-интерфейсных средах и логиках баз знаний

    3.3. Содержанием УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ является общественная практика работы с методами

    Комментарий:

    Особенностью "Управления знаниями" является указание на мета-уровень.

    Требуется осознать и прояснить это "мета-". Характерное для все "знаниевой экономики", "постиндустриализма" и т.д.

    Уровень знаний для нас - это уровень инновационной экономики, на котором преобразуются и осваиваются технологии. Обеспечение управленческой деятельности этого уровня и есть мета-слой управления знаниями.

    Рис. 2

    Итак, управления знанием и соответствующие IT - это система инструментов (машин, методик, способов, понятий), обеспечивающая деятельность на верхнем этаже в системе инновационной экономики.

    Какие глобальные тенденции (кроме спекулятивно-финасовой накачки IT) стоят за формированием слоя инновационной экономики и мета-уровня управления?

    Мы можем выделить следующие линии, в совокупности дающие системный кумулятивный эффект:

    Качественные сдвиги:

    • гуманитраные мета-знания позволяют оискусствлять то, что раньше было невозможно: способности людей, механизмы сознания, процессы мышления;

    • социальная инженерия позволила сделать управление технологией и глобальные системы (мирового масштаба) - предметом технологичного управления;

    • научная форма выработки знаний сменилась методологической: под конкретные проблемы оперативно проектируются и создаются полидисциплинарные "машины знаний", полипрофессиональные системы работ;

    • IT и цифровые Multimedia позволяют хранить, транслировать, обрабатывать любые следы деятельностных процессов: образы объектов, образы операций, способы действий, формы организации сознания;

    • средства коммуникации и IT позволяют создавать новые, прежде всего сетевые формы организации корпоративной деятельности, групповой работы и обеспечивают управление соорганизацией в глобальном географическом масштабе и сжатом времени.

    Эти процессы приводят к тому, что преобразование деятельностных систем стало массовой общественной практикой. Само это преобразование - переход оискусствления от слоя технологий до мета-знаний и возврат оестествления мета-знаний в новых технологиях - и есть социально-реализуемый МЕТОД экспериментирования с деятельностью и преобразования ее.

    3.4. Предметом УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЙ являются процессы мобилизации, интеграции квалификаций (профессионализмов).

    Комментарий:

    В соответствии со схемой рис.1. предметом управления являются процессы соорганизации различных профессионалов в такие группы, которые решают проблемы "апгрейта" технологий. Эти процессы мы, в духе Лестера Туроу, назвали мобилизацией и интеграцией квалификаций.  

    4. Перспективы IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ в России

    Стратегическое направление: создание технологий как социально-деятельностных систем и их капитализация.

    Культурные и практические предпосылки: отечественная методологическая школа СМД-методологии.

    Реальная потребность: поддержка управленческой деятельности методологическими формами организации мышления

    Комментарий:

    Известен феномен: пока консультант обсуждает с управленцем сложные способы - анализа ситуации, орг-проектирования, программирования и т.д.- управленцу все ясно. Когда консультант уходит - ясность улетучивается. Как обеспечить "закрепление" взаимосвязи консультанта (методолога управления) и управленца?

    В качестве примера приведем разрабатываемый компанией НооЛаб программный комплекс РАСПАС. Этот комплекс относится к сектору IT Управления Знаниями и позволяет обеспечить мониторинг бизнес-окружения корпораций.

    Хотя во всех учебниках по менеджменту "отслеживание внешней среды" - избитое место, мало кто из менеджеров компаний может похвастаться, что в его фирме это дело поставлено качественно.

    Представьте себе, что консультант не просто обсуждает с руководителем его бизнес окружение, а строит совместно с ним системную карту обстановки на экране компьютера.

    Когда консультант уйдет, "электронное понятие" бизнес-окружения останется на столе управленца. Программный комплекс будет автоматически отслеживать изменения в информационном пространстве Интернета и выдавать новости пользователю. В его интерфейсе, логике базы знаний "зашиты" определенные фрагменты методологической культуры управления. Всякий раз, когда управленец использует эту программу, в целостности человеко-машинной системы восстанавливаются эти культурные способы мыслительной деятельности.

    Место IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ - технологическое оформление трансляции методологической культуры (языка, мыслительного, коммуникативного и рефлексивного и пр. инструментария) в управленческую деятельность

    Комментарий:

    Различные эксперты не видят перспектив развития IT Управления Знаниями в России в ближайшем будущем. Их логика такова: чтобы выйти в практику верхних уровней, нужно освоить нижние - работу с сырьем, индустриальные технологии, управление ими, рыночные механизмы: А в этом у России как раз сейчас и проблемы.

    Подобная логика рассуждений была воспроизведена В.Н. Княгининым на семинаре "Стратегические ориентиры развития Сибири и Дальнего Востока" (27-30 апреля 2001 г., Красноярск).

    Наша позиция иная. Мы считаем, что и индустриальное развитие в том числе, сегодня должно вестись с учетом пост-индустриальных технологи: прежде всего социального управления и IT.

    Мы полагаем, что стратегическим для России сегодня является перенос центра тяжести стоимости с сырья на знаниевый и человеческий капитал. Нужно осознать как национальное богатство русскую инженерную традицию, отечественную СМД-методологию, систему образования, русские информационные технологии.

    Понимая, что движение "сверху вниз" упирается в культуру управленческой деятельности, мы формулируем задачу: обеспечить методологическую поддержку корпуса управленцев, причем сделать это в массовом, воспроизводимом масштабе.

    Мы полагаем, что не только западный менеджмент должен задавать стандарт отечественной управленческой деятельности, не только знаковые модели П.Сенге и пр. западных методологов должны быть на экранах компьютеров.

    При этом IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ выступает в функциях:

    • языковой среды
    • "проявителя" и "закрепителя" МД форм
    • способа опредмечивания мета-знаний, в управленческой действительности

    В целом система управления знаниями изображена на схеме рис.3.

    5. Программные направления разработок  

    Построенное нами понятие Управления Знаниями открывает перспективы стратегической соразработки СМД-методологов, разработчиков IT и управленцев.

    Как было осознанно в работе группы инновационной экономики в Красноярске, речь нужно вести об общественных субъектах - сообществе методологов, сообществе предпринимателей и сообществе инженеров. Оформление инженерного корпуса в корпорацию, сообщество, равно как и предпринимателей - отдельная тема обсуждения.

    Трансляция гуманитарно-методологических знаний, способов мышления и техник сознания за счет интерфейсной языковой среды IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

    IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как технология сетевого взаимодействия, групповой работы, соразработок

    IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как средство технологического освоения и капитализации прорывных отечественных практик в области образования, управления, наукоемких производств

    Отечественные IT УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ как лидирующие продукты на мировом рынке

    Приложение 1. Ссылки на материалы Интернета, касающиеся темы доклада  

    1. Управление знаниями и информационные технологии
      Леонид Черняк
    2. Развитие моделей принятия решений: проблемы, парадоксы и перспективы
      Валерий Максимов
    3. СЕКТОР 51 "Когнитивный анализ и моделирование ситуаций"
      Зав. сектором МАКСИМОВ Валерий Иванович, к.т.н.
    4. Сфера влияния Lotus
      Григорий Милов
    5. Информационное сообщение о международном симпозиуме "Рефлексивное управление" 17-19 октября 2000г., Москва
    6. Международный симпозиум "Рефлексивные процессы и управление"
      8-10 октября 2001 года, г. Москва
    7. Конфликты и рефлексивное управление в избирательных кампаниях
      Ю.Любашевский, Ректор НИПТ, Москва
    8. Полковник ВВС США Р. Шафрански. Теория информационного оружия.

    © Александр Нечипоренко nechiporenko@noolab.ru, Алексей Разумов razumov@noolab.ru, 27.04.2001

    Источник: kmtec.ru
    Версия для печати  |  Пользовательское соглашение
    Статьи
    KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
    К началу страницы ...