Knowledge Management Software - Системы управления знаниями KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота Программные решения KMSOFT в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот Copyright © KMSOFT, 2002-2023 info@kmsoft-is.com Terms of use Privacy Policy
KMSOFT - Системы управления знаниями KMSOFT: Менеджмент знаний, автоматизация документооборота, системы класса ECM (управление корпоративной информацией) Информация о продуктах и услугах в сфере менеджмента знаний »»»
««« Описание программных решений в сфере менеджмента знаний: Е-МАСТЕР: Управление знаниями, Е-МАСТЕР: Документооборот
Продукты и услуги
Продукты и услуги
Статьи
Статьи
Теория
Теория
Экстранет
Экстранет
Поддержка
Поддержка
О Фирме
О Фирме
Статьи
Расширенный поиск
Найти

Основные публикации по менеджменту знаний

Избранные статьи по менеджменту знаний

Антология статей по менеджменту знаний

Глоссарий

Библиотека статей
Главная Статьи Избранные статьи по менеджменту знаний

Управление знаниями или управление на основе знаний?

Данилов А. Д., Вебер А.В., Шифрин С.И.
01.06. 2002

Об авторах

Данилов Андрей Дмитриевич - кандидат технических наук, докторант кафедры Информатики и управления в технических системах Санкт - Петербургского Государственного Университета Аэрокосмического приборостроения, эксперт Учебного и исследовательского центра «Протей», сфера научных интересов информационные структуры и интеллектуальные системы.

Вебер Альберт Владимирович - кандидат технических наук, заместитель Генерального директора ФГУП «Адмиралтейские Верфи», специалист в области управления предприятием, сфера научных и практических интересов развитие и использование технологий знаний на крупных промышленных предприятиях.

Шифрин Сергей Ильич - руководитель Учебного и исследовательского центра «Протей», специалист в области психологии и управления персоналом, сфера научных и практических интересов развитие и использование технологий знаний в учебном процессе продолженного профессионального обучения.

Введение

Современные подходы к управлению предприятием основываются на использовании сетевых информационных технологий. Они предоставляют менеджерам удаленный оперативный доступ к информационным базам предприятия, а также к прямым и косвенным участникам производственного процесса. Таким образом, компьютерные сети являются удобной коммуникационной и информационной средой для построения интегрированной системы анализа и управления предприятием.

Любая организованная социальная структура, в том числе и предприятие, представляет собой уникальную и весьма сложную систему взаимодействия и связей субъектов этой структуры для достижения определенной цели или результата. Для существования и развития самоокупаемого предприятия необходимо обеспечить его конкурентную способность, как на рынке производства, так и на рынке реализации выпускаемых товаров.

Следовательно, система управления предприятием должна поддерживать и реализовывать решение этих задач. Так как управленческие и исполнительные структуры этой системы включают в себя сотрудников определенных подразделений предприятия (интеллектуальные объединения), то система управления предприятием всегда является интеллектуальной. Это означает, что управленческие решения и их реализация основываются на знаниях сотрудников предприятия. Следовательно, эффективность управления и конкурентная способность предприятия непосредственно зависит от интеллектуальных способностей и уровня знаний сотрудников. Поэтому использование сетевых информационных технологий на предприятии должно обеспечивать поддержку оперативного получения необходимых знаний для его управления.

Необходимо понимать, что без управления, т.е. специально организованного процесса для реализации определенной цели, предприятие существовать и развиваться не может, а знания это интеллектуальная основа управления и функционирования предприятия.

Управление знаниями, а может ли быть такое?

Специалисты, которые интересуются задачами, проблемами и технологиями управления предприятием часто встречаются с термином knowledge management или управление знаниями. Не совсем обычное сочетание слов в этом термине часто приводит логически и системно мыслящего человека к непониманию основной сути или значению этого термина. Тем более, что он часто используется для обозначения информационных технологий, которые предназначены для поддержки системы управления предприятием на основе заполнения, обработки и анализа баз данных и баз знаний, используемых на предприятии.

Функциональное назначение и внутреннюю суть этих баз будем анализировать после обсуждения важного с нашей точки зрения вопроса, который сформулируем следующим образом. Можно ли управлять знаниями участников производственного процесса, а полученные результаты, использовать для развития и управления предприятием?

В статье Леонида Черняка «Управление знаниями и информационные технологии», опубликованной 16.10.2000г. на Web сайте издательства Открытые системы, приводится цитата специалиста по технологиям управления знаниями Ларри Прусака, который считает, что «управлять знаниями невозможно, можно управлять лишь той средой, в которой создаются и используются знания».

С нашей точки зрения, знаниями участников производственного процесса (субъектов) управлять можно, если управление рассматривать как целенаправленное изменение состояния объекта или субъекта, т.е. сотрудника предприятия. Знания субъекта являются определенной характеристикой его состояния, точно также как температура в системе отопления дома характеризует определенное текущее состояние этой системы. Знания субъекта можно расширять и углублять, т.е. управлять ими, например, с помощью целенаправленного обучения с преподавателями или целенаправленного самообучения, в том числе и на основе метода «проб и ошибок».

Такие процессы управления знаниями можно наблюдать, например, когда предприятие переходит на новые технологии производства или управления, которые необходимы ему для поддержания или развития конкурентной способности. Для реализации этих задач сотрудников предприятия целенаправленно обучают применению соответствующих технологий. Необходимо заметить, что аналогичные процессы управления знаниями, т.е. целенаправленного обучения с помощью эксперта - инженера по знаниям наблюдаются при настройке интеллектуальных экспертных систем на определенную предметную область знаний.

Для поддержания конкурентной способности конкретного работника очень важен процесс целенаправленного самообучения, который дает возможность специалисту получать новые знания, умения и навыки для более качественного выполнения служебных обязанностей. Следовательно, конкуренция на рынке труда является важным мотивом для целенаправленного самообучения специалиста. При этом, полученные знания могут быть уникальными, которые невозможно получить с помощью преподавателей. Ценность таких знаний может быть огромной не только для специалиста, если их использование существенно повышает конкурентную способность предприятия. Для предприятия использование уникальных знаний по существу является «ноу - хау» и интеллектуальной основой в конкурентной борьбе. Поэтому знания и эффективность их использования во многом определяют экономическое и финансовое состояние предприятия.

Уникальные знания специалистов являются одной из важнейшей характеристикой для оценки стоимости действующего предприятия. Стоимость таких знаний может существенно превышать стоимость основных фондов предприятия.

В этом легко убедится, если представить себе, что в компании Microsoft или в Кембриджском университете уволились все специалисты, а остались только помещения и компьютеры. Этот пример демонстрирует, каким мощным экономическим потенциалом могут обладать уникальные знания, если они находят применение.

Совершенно естественно, что эффективное управление предприятием возможно только на основе сбора, обработки и анализа соответствующей достоверной информации, как менеджерами предприятия, так и их интеллектуальными помощниками - сетевыми экспертными системами. В результате этих интеллектуальных операций с информацией создаются знания о текущем состоянии предприятия, которые в виде определенной структурированной информации, могут хранится в соответствующих базах данных, которые часто называют базами знаний. Профессиональные знания менеджеров являются их интеллектуальным базисом для принятия управленческих решений на основе знаний о текущем состоянии предприятия. Эти управленческие решения в виде определенной структурированной информации, также, могут сохранятся в соответствующих базах данных. Их можно непосредственно использовать в последующих аналогичных ситуациях управления или анализировать для принятия соответствующего корректирующего воздействия, если результат управления не дости, поставленной цели.

Таким образом, управление предприятием с целью поддержки и развития его конкурентной способности возможно только на основе использования знаний и такое управление является интеллектуальным, так как только интеллект может создавать знания и их использовать для управления.

Знания это индивидуальная интеллектуальная собственность или ...?

Ответ на этот вопрос должен иметь каждый руководитель предприятия, который начинает использовать сетевые информационные технологии для управления и организации производства.

Современное производство и управление предприятием на основе применения информационных технологий предполагает создание и использование сетевых баз данных структурированной информации. Их часто называют базами знаний, так как в них содержится соответственно представленная информация, которая отражает как знания специалистов, так и знания, полученные интеллектуальными экспертными системами для поддержки производства и управления предприятием.

Таким образом, базы данных предприятия могут соответственно содержать структурированную информацию, характеризующую:

  • уникальные знания специалистов - знания человеческого интеллекта;
  • уникальные знания интеллектуальной экспертной системы - знания искусственного интеллекта.

Поэтому использование этих баз данных непосредственно связано с юридическими, а также этическими вопросами их авторства и правом пользования.

Актуальность этих вопросов становится очевидной при переходе предприятия к использованию информационных технологий управления знаниями, когда базы данных структурированной информации в огромной степени определяют экономическое и финансовое состояние фирмы.

Несомненно, знания человека являются продуктом его интеллекта, а их ценность определяется возможностью и результатом использования. А кому принадлежат знания и результаты их использования?

Ответы на эти вопросы определены законами государств, в том числе и международными законами об интеллектуальной собственности и авторским правам. Поэтому при внедрении на предприятии системы управления знаниями, важное значение имеет юридическая законность, форма и содержание договора между работодателем и работником.

Каждый субъект договора должен понимать, что только законодательство регулирует авторство, право собственности и использования баз данных информационных ресурсов. Выражаясь юридическим сленгом «стоимость решения этого вопроса» как для работника, так и для работодателя определяется полученной или потерянной прибылью от использования или не использования авторских прав и прав собственности на базы знаний.

Необходимо заметить, что обсуждаемые вопросы относились только к правам собственности и авторским правам, которые возникают в результате интеллектуальной деятельности человека.

Однако при использовании информационных технологий управления знаниями в наполнении баз данных предприятия могут принимать участие интеллектуальные экспертные системы. Следовательно, результатом деятельности искусственного интеллекта, также могут быть знания, которые выражаются в форме определенной структурированной информации. Можно предположить, что с развитием науки и высоких технологий интеллектуальные способности экспертных систем в определенных предметных областях могут быть сопоставимы с интеллектуальными способностями человека или даже их превышать. Естественно возникает вопрос, кому принадлежат знания, созданные искусственным интеллектом, а также права собственности и авторские права на базы данных, которые заполнялись в результате интеллектуальной деятельности экспертных систем?

На этот вопрос мы не имеем юридически точного ответа. У человечества нет закона, который бы признавал или не признавал искусственный интеллект субъектом права.

Многие могут возразить, что вопрос поставлен не совсем корректно или такого вопроса не может быть, так как экспертные системы разрабатывает, изготовляет и программирует человек, даже если эта программа имеет возможность саморазвития. Кроме этого человек передает ей свои первичные знания в предметных областях. В соответствие с международным законом об авторских правах и интеллектуальной собственности создатели экспертной системы имеют на нее как авторские права, так и право собственности. Поэтому знания, которые создаст интеллектуальная система, будут непосредственной собственностью владельца этой экспертной системы.

Не так все просто. Попытаемся это доказать с помощью следующей аналогии. Создателем ребенка являются его родители. Они же являются его воспитателями, т.е. первыми учителями. Но имеют ли родители право собственности на результаты интеллектуальной деятельности ребенка и в том числе право собственности на его знания? Ответ однозначный - такого права родители не имеют.

С нашей точки зрения, с развитием информационных технологий управления знаниями и научных достижений в области интеллектуальных систем возникает необходимость определить статус интеллектуальных сущностей в обществе человека. Эта проблема не только этических взаимоотношений различных видов интеллектуальных сущностей, но и проблема дальнейшего развития человечества.

Известный британский кибернетик, профессор Кевин Уорвик из университета Рединга предлагает подписать Всемирную декларацию об ограничении памяти машин, мотивируя это тем, что «кто даст гарантию, что машина, воспринимающая мир в тысячи раз разнообразнее, чем человек, с равным ему уровнем развития, готовая к самообучению, не придумает, как перехитрить хозяина?». Он так же считает, что эта опасность более серьезная, чем опасность ядерной войны.

Но может быть, человечество найдет другое решение этой проблемы, и не будет ограничивать память интеллектуальным системам? Мы же не ограничиваем память преступникам, а только изолируем их от общества.

Почему базы знаний более правильно называть базы данных структурированной информации?

Для ответа на этот вопрос следует определить понятие термина знание. Необходимо отметить, что существует огромное многообразие трактовки этого термина. Это означает, что понятие знание отражает бесконечные возможности проявления интеллекта. Если определить понятие знания с позиций информационных технологий, использующих знания для управления, то с нашей точки зрения, наиболее удачная формулировка этого термина принадлежит Лачинову В.М. и Полякову А.О. - авторам теоретических основ информодинамики [1].

В этой работе имеется следующее определение знания « Знание, в общем случае, является переменной во времени и контексте совокупностью отношений между данными». Однако из определения не следует, что знания это есть результат интеллектуальной деятельности. Поэтому, развивая это определение, дадим свою формулировку термина знание.

Знание есть результат интеллектуального отражения информации (данных) интеллектуальной сущностью, который ей принадлежит в виде определенного индивидуального информационного образа.

В зависимости от способностей интеллектуальной сущности отражать информацию знания могут тождественно характеризовать суть отраженной информации (совокупность отношений между данными) в виде определенного индивидуального информационного образа.

Эти определения нам помогут понять, что знания это только внутреннее состояние интеллекта, выраженное в виде определенного информационного образа закрытого от внешнего наблюдателя или мира и не более. Интеллектуальная сущность может передавать во внешний мир свои знания в виде определенной информации (речь, текст, графика и т.д.). При этом информация обязательно структурирована в виде связей и отношений между информационными составляющими. Суть этой структурированной информации и есть знания интеллектуальной сущности, выраженные во внешнем мире. Заметим, что одни и те же знания можно выражать в бесконечном разнообразии структурированной информации(английский, русский или другой язык, математические формулы и выражения, жесты, мимика и т.д.).

Поэтому чтобы тождественно тиражировать знания, т.е. передавать их другой интеллектуальной сущности, знания должны быть выражены в такой форме структурированной информации, суть которой способна тождественно отразить эта интеллектуальная сущность. Если эта интеллектуальная сущность не имеет таких способностей, то она не сможет тождественно тиражировать знания. Преподаватели хорошо знают, что ученики имеют разные интеллектуальные способности и не все могут тождественно тиражировать их знания.

После этих объяснений становится понятно, что баз знаний для общего пользования существовать не может, т.к. мы определили, что знания есть внутреннее состояние интеллектуальной сущности. Базы знаний индивидуальны и принадлежат только индивидуальным интеллектуальным сущностям. Это соответствует бесконечному многообразию мира, в котором каждая сущность индивидуальна.

Поэтому, с нашей точки зрения, термин базы знаний применять не совсем корректно при описании баз данных структурированной информации, так как они являются только определенным информационным представлением знаний и не более. Не каждая интеллектуальная сущность имеет необходимые способности для отражения сути этой информации в виде соответствующих тождественных знаний. И только развитие интеллектуальных способностей может дать возможность интеллектуальной сущности решить эту задачу.

Это означает, что целенаправленное обучение является необходимым атрибутом для получения тождественных знаний.

Важность этого вывода заключается в том, что система управления предприятием на основе использования технологий знаний не может существовать и развиваться без специально организованной структуры профессионального обучения сотрудников предприятия.

Эта структура обучения должна поддерживать и поощрять как целенаправленное обучение с преподавателями - экспертами, которыми могут быть лучшие специалисты предприятия, так и целенаправленное самостоятельное обучение. Только такой подход к подготовке кадров позволит создавать, распространять и использовать новые знания для поддержки и развития конкурентной способности предприятия. Также важной задачей учебного подразделения предприятия является подготовка преподавателей - специалистов, которые могли бы наиболее эффективно организовать учебный процесс и организация исследовательской работы в сфере использования технологий знаний в учебном процессе.

Поэтому подготовку предприятия к переходу на использование технологий знаний необходимо начинать с создания собственного учебного подразделения и баз структурированной информации для обучения специалистов этим технологиям. Без такого учебного центра переход предприятия на современные технологии производства и управления не возможен.

Заключение

Промышленно развитые страны в течение последних десяти лет активно развивают и используют информационные технологии управления знаниями. Существуют государственные планы развития этих технологий и межгосударственные программы поддержки научных исследований в этой области. Специалисты проводят международные форумы, конференции и выставки, посвященные результатам развития и использования технологий знаний. Авторы принимают участие в таких международных встречах, а также имеют семилетний опыт работы в этой сфере технологий. В Росси процесс внедрения технологий знаний только начинает свое движение. Поэтому нам всем важно учиться на чужих ошибках и как можно меньше делать собственные неразумные шаги, если это возможно. Использование технологий знаний это дорогое удовольствие, но безусловно необходимое, если мы хотим иметь конкурентно способное производство и эффективное управление в том числе и государством.

Мы будем рады, если Вы найдете в этой статье полезную информацию для себя, Вашего предприятия или организации.

Авторы открыты для обсуждения любых тем, связанных с проблемами развития и использования технологий знаний.

Литература

1. Лачинов В.М., Поляков А.О. Информодинамика. Изд.,СПбГТУ, СПб, 1999т.

 

Источник: kmtec.ru
Версия для печати  |  Пользовательское соглашение
Статьи
KMSOFT: Управление знаниями, автоматизация документооборота, управление корпоративной информацией
К началу страницы ...